Стела Первопроходцам и романтикам неба в честь 100-летия авиации и 80-летия планеризма - Гора Клементьева | Коктебель
9 сентября 1973 года один из самых ярких, торжественных и запоминающихся дней в истории Узун-Сырта. С тех пор авиационные спортивные праздники на горе стали традиционными.
В сентябре 1973 года ветераны-планеристы собрались на горе Клементьева для празднования 50-летия планеризма, на котором встретились К. Арцеулов, М. Тихонравов, И. Толстых, В. Пышнов, П. Цыбин, С. Люшин, В. Грибовский, С. Анохин, М. Раценская, Е. Грунауэр, В. Хапов, Г. Малиновский, И. Шелест, Л. Кочеткова, Л. Минов, И. Сухомлин, А. Дабахов, В. Янусов, М. Галлай, О. Клепикова. Около 40 тыс. зрителей со всего Крыма собрались на этот праздник парящего полета.
Убеленные сединами ветераны шли сквозь людское море, сопровождаемые шквалом рукоплесканий. На этой земле начинался планеризм, здесь набирали силу крылья Родины, отсюда вышли прославленные герои военных лет, авиаконструкторы, создатели космических систем. Вновь, как и десятилетия назад, над горой парили планеры. На краю горного плато, на семиметровом постаменте, был установлен цельнометаллический планер О. К. Антонова — А-13. Как могучий орел он широко расправил крылья и, развернувшись против ветра, словно парил, поддерживаемый воздушным потоком.
Не все знают историю создания этого монумента. Очень хорошо об этом рассказано в книге Игоря Шелеста «Лечу за мечтой», выдержки из которой хочется здесь привести. «В конце шестидесятых годов наш коллега Вадим Янусов — ветеран советского планеризма, участник Великой Отечественной войны, — человек немолодой, но крепкий, сильный, а главное — неугомонный, возлелеял идею: «Давайте, друзья, — писал он из Вологды многим ветеранам-планеристам, — соорудим на горе Узун-Сырт в Коктебеле памятный крылатый обелиск и его открытием ознаменуем пятидесятилетие советского планеризма в сентябре 1973!.. И вот настал 1973 год. Видя, что поздно рассчитывать на кого-то, Вадим берет отпуск за свой счет и уезжает в Крым, увозя с собой в мешке девяностокилограммовый сварной шарнирный узел, сделанный своими руками, для установки планера на будущем обелиске».
Больше месяца продолжались его «еженощные субботники» на турбазе «Приморье», где он решил опробовать конструкцию, чтобы потом перенести ее на Гору. Сначала монтаж шарнирного узла и подготовка планера («планер А-13, списанный, но прекрасно сохранившийся, сверкающий дюралем, они с летчиком Виницким привезли сюда еще прошлым летом, и он хранился на чердаке в сарае…»), затем рытье ямы и доставка в одиночку трубы для постамента и, наконец, монтаж планера.
«К клумбе со сверкающим в вечерних лучах солнца планером подходили люди, уже собралась толпа.
Планер тихо поворачивался, отслеживая легкое дуновение бриза…
С генеральным конструктором Антоновым, отдыхавшим в те дни в Коктебеле, Янусов увиделся здесь же, у обелиска. Олег Константинович высказал Вадиму свое восхищение его трудом и упорством», а также пообещал, что все, что необходимо для установки монумента на горе будет сделано в кратчайшие сроки и слово свое сдержал. На совещании в Феодосийском горкоме партии решили провести праздник 9 сентября 1973 года. «Организаторами его были партийные и советские руководители города Феодосии и активисты планерного спорта. Накануне о предстоящем празднике по радио объявили, с вертолета разбрасывали листовки с приглашение на гору. Но кто мог думать, что чуть ли не с рассвета в тот воскресный день начнется настоящее паломничество: по всем дорогам и тропам, ведущим к горе — из Старого Крыма, из Коктебеля, из Шебетовки, из Судака, из Феодосии и многих окрестных совхозов и колхозов — нескончаемой вереницей потянулся народ. К двенадцати часам народу на горе собралось тысяч 35-40!
Вертолет опустился на площадку перед трибуной, окруженной многотысячной толпой ярко одетых, празднично настроенных людей, и из него вышли пятнадцать пионеров советского планеризма: Константин Константинович Арцеулов, Леонид Григорьевич Минов, Владислав Константинович Грибовский, Сергей Николаевич Анохин, Михаил Клавдиевич Тихонравов… Прилетевших приветствовали восторженными криками, со всех сторон тянулись к ним руки с цветами. Молодежь требовала автографов, просила расписаться на платках и поясах, на корочах студенческих билетов…»
Затем было празднование 70-летия планеризма в 1993 году. Но уже без планера на постаменте. В середине 80-х его сорвало с крепления и сбросило вниз. Снова планер появился на восточной оконечности горы в 2003 году. Уже не настоящий А-13, а в 7 раз уменьшенная модель. Были установлены памятные таблички, на одной из которых написано: «Пока будут восходящие потоки — будут люди, стремящиеся летать». А на другой, что монумент восстановлен в ознаменование 100-летия авиации и 80-летия советского планеризма, летчиков-испытателей, авиамоделистов, дельтапланеристов и парапланеристов, летающих на горе сейчас. Были полеты, речи, воспоминания.
Уже не осталось людей, принимавших непосредственное участие в тех замечательных событиях, неоценимо много сделавших для развития советского и мирового планеризма и авиации в целом, со временем все меньше остается документов той поры, все сложнее их найти, но мы обязаны помнить о нашей истории, о нашем славном прошлом.
Рады ответить на все вопросы по телефону: 8-978-788-00-00
Задайте вопрос менеджеру аэроклуба
Рады ответить на все интересующие вопросы
Написать в WhatsApp